Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / Масс-медиа / Интервью / Интервью

Интервью с В.М. Щербининой

 
 
 
 
 

Интервью с В.М. Щербининой

 - Что самое главное в вокальной технике?

- Обучение пению – это бесконечный, сложный, постепенный процесс приобретения навыков. Для того чтобы овладеть техникой, студенту-вокалисту помимо голоса нужно иметь очень многое: талант, музыкальность, хорошую память. Нужно уметь понимать то, что тебе говорят и запоминать правильные ощущения, которые потом нарабатываются. И тогда со временем количество переходит в качество. Бывает так, что вокалист не имеет способности быстро воспринимать и запоминать – тогда обучение растягивается на долгие-долгие годы, а порой и вообще не приносит результата. Если же человек быстро схватывает, тогда процесс идёт уже гораздо быстрее.
Певец должен быть здоровым человеком, быть фанатом своего дела, иметь большое желание научиться петь, постоянно искать правильный звук. Очень важно доверять педагогу, хотя я всегда говорю: надо учиться у всех и всего. Чем больше мы слушаем разных певцов, ходим на концерты и в театры, тем больше мы учимся, берем что-то для себя. Поэтому нельзя сказать, что в вокальной технике есть что-то главное или не главное. Важно всё в комплексе. Путь становления вокалиста – это очень сложный, тернистый путь. Главное – верить, иметь терпение и много трудиться.
– Где Вы родились?
- Я родилась на Тамбовщине, в глубинке России, в глухой деревушке, где даже радио не было, не говоря уже о музыкальной школе. Потом радио все-таки провели, и моя мама заметила, что я запоминала и пыталась повторить все, что слышала из приемника (например, «Письмо Татьяны»).  Я постоянно пела и мама поняла, что мне надо учиться этому. Так я оказалась в Саратове и начала учиться на подготовительном отделении при Саратовской консерватории. За два года мне предстояло пройти четырёхгодичные курсы (как в нашем училище). Подкурс есть и при Московской консерватории, но без среднего специального образования туда сейчас не принимают. Дела пошли довольно успешно. Я приехала в Москву, прослушалась в Московскую консерваторию и поступила. Это было в 1967 году. Я попала в класс к замечательному педагогу – профессору Фаине Петровой, которая также преподавала и в нашей Мерзляковке.
- Какие у Вас были первые музыкальные впечатления?
- Первый концерт Чайковского, который меня абсолютно потряс, перевернул всё в моей душе, а также знаменитый музыкальный фильм об Иоганне Штраусе “Большой вальс” вдохновили меня, вызвали особое желание выразить себя в этой профессии. Позже (в частности, во время стажировки в Италии) были и другие потрясения.
- Вы увлекались изучением опер, прослушиванием их?
- В те годы это было сложно, записей не было, послушать оперу можно было только в театре. Позже, когда у меня уже появился проигрыватель с пластинками, я очень много слушала: это были записи знаменитых певиц того времени (Каллас, Тебальди, Кабалье и других), сцены из опер, арии, дуэты. Спектакли целиком я смотрела в театрах. Это сейчас можно легко найти десятки записей любой известной оперы, а тогда такой возможности не было.
- Легко ли Вам было учиться в консерватории?
- Не так уж и легко. Если хочешь хорошо учиться, везде успевать, то, конечно, надо очень много трудиться. Быстро овладеть вокальной техникой бывает непросто, хотя у меня особых проблем не было с этим. Я была хорошей студенткой, и педагог меня любила. Не случайно в 1973 году, только закончив консерваторию, я была сразу принята солисткой оперы в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Там я проработала более 40 лет. Сейчас все солисты пенсионного возраста, которые мало поют или вообще не поют, постепенно покидают театр Станиславского, да и Большой театр тоже. Их сокращают – это нормальное явление. В настоящий момент я уже практически не пою, последние мои партии в театре – Графиня в «Пиковой даме» и няня в «Онегине». Теперь я сосредоточилась на педагогической деятельности. Уже 20 лет преподаю у нас в училище. Имея такой опыт и творческий, и педагогический, я могу сказать, что кое-что понимаю в этой профессии.
- Какие роли Ваши любимые?
- Я очень любила Любашу из «Царской невесты», Кармен. С «Кармен» была целая история. Он был поставлен в нашем театре ещё до меня, режиссером был немецкий оперный режиссёр Фельзенштейн, который потрясающе поставил этот спектакль. Он несколько лет уже шёл, когда я в него вводилась. Я уже спела генеральную репетицию, и тут у нас произошла ужасная неприятность – пожар в старом здании. У нас сгорели все костюмы, поэтому я так и не спела там Кармен. Я была очень расстроена этими событиями, как вдруг через какое-то время мне предложили Кармен в другом театре – в Свердловске (теперь Екатеринбург) и там я спела два спектакля.
Люблю свою Графиню из «Пиковой дамы», её я спела уже значительно позже. Также к любимым партиям могу отнести Любаву в «Садко» Римского-Корсакова, Амнерис из «Аиды», Солоху из «Черевичек» Чайковского. У Тихона Николаевича Хренникова очень хорошие оперы были («Безродный зять», например). Во всех я принимала участие.
- А за границей Вам доводилось петь?
- Я участвовала в оперном фестивале в Великобритании, пела Солоху в «Черевичках» Чайковского. В сезоне 1975-76 гг. я стажировалась в Италии в знаменитом театре Ла Скала, от России в тот год я была одна. Происходил такой обмен: наш балет славился в Италии – итальянцы учились балету в Москве, а у нас славилась итальянская опера, поэтому мы учились у них. Нас посылало наше Министерство Культуры, каждый год кто-то туда ездил на стажировку: можно вспомнить Муслима Магомаева, Тамару Синявскую, многих других. Это был очень интересный период в моей жизни.
- Вы пели произведения современных композиторов?
- Да. Мне всегда было интересно спеть современную музыку. В последний раз это было лет 8 назад – я пела романс из вокального цикла Губайдуллиной. В 90-х годах я участвовала в постановке оперы талантливого композитора Валерия Струкова «Мария Стюарт», исполняла партию Елизаветы. Будучи студенткой, я пела много современной музыки композиторов из консерватории, студенты не могут не сотрудничать – это естественно.
- А это сотрудничество влияло на Ваш профессионализм?
- Я думаю, что влияло. Любой музыкальный опыт идёт “в копилку” этого профессионализма – ничто не проходит зря. Всё это полезно, важно, это какие-то новые навыки, которые несомненно влияют на общий исполнительский и педагогический уровень. Это всё во мне осталось, и когда студентка поёт какой-то романс, я очень много могу ей сказать, могу научить работать над ним, подсказать, что из него можно из сделать.
- Как Вам удаётся сделать своих учеников одними из самых сильных?
- Я не задаюсь такой целью. Я просто работаю здесь, а они уже продолжают идти дальше, многие идут в консерваторию. Самые талантливые уже поют в театре. В Геликон-опере поёт Александра Ковалевич (меццо-сопрано), Дарья Турбина в Центре Вишневской продолжает обучение, Дарья Давыдова работает в театре Станиславского и приглашённой солисткой в Большом театре. Контртенор Василий Хорошев поёт за границей.
- Какие обстоятельства способствовали тому, что Вы начали работать в училище?
- Я сюда не рвалась, просто нужен был педагог меццо-сопрано. Пётр Ильич Скусниченко тогда в 1996 году меня пригласил работать в училище, а рекомендовала меня Лидия Алексеевна Черных, которая уже здесь работала.
- Когда Вы стали заведующей вокального отделения?
- Буквально с сентября этого года, а до этого была заместителем Петра Ильича Скусниченко, который заведует вокальной кафедрой в Консерватории, и начиная с этого учебного года сконцентрировался только на этой работе.
- Расскажите о каком-нибудь интересном событии в жизни училища.
- Наше вокальное отделение регулярно выпускает оперные спектакли с оркестром, которым руководит дирижер Игорь Дронов. Каждый спектакль - это большое событие! За последние годы уже несколько спектаклей выпущено силами студентов. Сотрудничество с Михаилом Юровским на открытии студенческого сезона в Клину - это тоже событие.

Вернуться

Календарь концертов

Апрель 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
2
9
10
10.04.2019 18:00

"Звучит флейта"

14
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5

Ближайшие концерты

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2019
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных