Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / Конкурсы и фестивали / II Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А.Блюма для студентов музыкальных училищ и колледжей России

Министерство культуры Российской Федерации
 
Федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Академическое музыкальное училище
при Московской государсвтенной консерватории имени П.И.Чайковского»
 
 
II Всероссийский творческий конкурс
по музыкально-теоретическим дисциплинам
имени Д.А.Блюма

для студентов музыкальных училищ и колледжей России
 
31 октября - 3 ноября 2017 г.
г. Москва
 
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского с 31 октября по 3 ноября 2017 г. проводит II Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А.Блюма для студентов музыкальных училищ и колледжей России.
К участию в Конкурсе приглашаются студенты III - IV курсов теоретических
и исполнительских отделений музыкальных учебных заведений среднего профессионального образования и учащиеся двух последних классов средних специальных музыкальных школ для особо одаренных детей (с 10-11-летним сроком обучения). Студенты младших курсов могут принять участие в Конкурсе по своему желанию и с одобрения преподавателей.
           
 
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
 
            Конкурс проводится по 3 номинациям:
1.      Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония;
2.      Музыкальная форма;
3.      Музыкальная литература.
 
Каждый участник может выбрать любое количество номинаций - одну, две или три
(см. порядок подачи заявок и условия участия).
 
 

 
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ПО НОМИНАЦИЯМ)
 
1.    Номинация «Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония»
 
          Конкурсное испытание в номинации Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри
по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.
 
Первая часть испытания – письменный слуховой анализ небольшого музыкального произведения (или фрагмента) для фортепиано. После двух-трех прослушиваний необходимо описать с достаточной подробностью различные стороны музыкального языка предлагаемого фрагмента: стилистику, лад, гармонию, мелодику, метр и ритм, фактуру и т. д. (последовательность может быть любой). При этом желательно более подробно остановиться на особо значимых для данного примера выразительных средствах. Если пьеса незнакомая, имеет смысл сделать предположение, чье это сочинение, к какому времени и к какому направлению оно относится. Приветствуется (и оценивается значительно выше) связный текст, а не тезисное перечисление особенностей.
Время, отводимое на работу: 1 час. 
Пример задания:
Э. Григ. Лирические пьесы. Op.12 №3. Песня сторожа.
 
Во второй части испытания конкурсанты получают одну-две мелодии (для всех одинаковые) с определенным стилевым колоритом (например, стиль европейской музыки эпохи Возрождения, стиль русской протяжной песни и т. п.). К этим мелодиям следует дописать продолжение и/или второй голос. Возможны дополнительные условия (например, не допускается одинаковый ритм более чем в двух тактах подряд, не допускаются параллельные интервалы два такта подряд, не допускаются длительные органные пункты и т. п.).
Время, отводимое на работу: 1 час.  Использование инструмента не предполагается.
По истечении отведённого времени получившиеся работы необходимо спеть. При наличии двухголосия один из голосов поется, другой играется. Конкурсанты не слышат исполнение друг друга.
Работы победителей предполагается исполнить на заключительном концерте.
 
2.        Номинация «Музыкальная форма»
 
  Конкурсное испытание в номинации Музыкальная форма состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.
 
  Первая часть испытания – сочинение пьесы в одной из простых форм по одному
из предложенных на выбор конкурсанта вариантов начала. В вариантах начала, протяжённостью в два-четыре такта, задается инструментальный состав и стиль будущей пьесы.
·Варианты инструментального состава: для фортепиано, для скрипки/флейты
и фортепиано. При написании пьесы желательно учитывать специфические выразительные возможности предложенных инструментов.
 
 
 
 
 
·Стиль предложенных образцов ориентирован на классико-романтическую традицию (условно от Й. Гайдна до С. Прокофьева). Строгой стилизации при сочинении не требуется, но, выбрав начало в стиле одной исторической эпохи, нежелательно «модулировать» в стиль другой эпохи (условно из стиля В. Моцарта в стиль А. Веберна).  
·Варианты форм:
Простые двухчастные:
- репризная (А. Скрябин Концерт для фортепиано с оркестром, 2 часть, тема вариаций),
- безрепризные: с серединой (М. Глинка «Венецианская ночь»); со второй частью
в форме периода/предложения (И. Брамс «Венгерские танцы» №1 g-moll);
с периодообразной второй частью (Л. ван Бетховен Соната для фортепиано № 23,
2 часть, тема вариаций)
и.т.д.,    
Простая трёхчастная: (С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №7
С. Прокофьев Сказка старой бабушки
fis-mollop.31 №2,).
Могут использоваться разновидности простых двух -  и трёхчастных форм, например:
- двойная двухчастная (Ф. Шопен Ноктюрн e-mollop.72 №1, С. Прокофьев  Мимолетность № 1);
- трёхчастные: - двойная (С. Прокофьев Мимолетность №8); с двумя серединами (Р. Шуман «Он прекрасней всех на свете» из вокального цикла «Любовь и жизнь женщины»); с тональной репризой (П. Чайковский «Серенада Дон Жуана»);
с репризой-кодой (Ж. Бизе «Кармен» Антракт к 3-ему действию);
Переходные формы:
- двухчастные периоды (А. Скрябин Прелюдии op.11 D-dur №5, E-dur №9), трёхчастные периоды (С. Прокофьев Соната для фортепиано № 7, 1 часть, побочная партия, К. Дебюсси Фортепианная прелюдия «Генерал Лявин - эксцентрик» - до средней части)
Приветствуется использование вольностей строения (производной неквадратности):
расширений, дополнений и.т.д. Возможно усложнение середины в простой трёхчастной форме (например, по схеме: уводящий ход - пребывание или субтема -  возвратный ход: Л. ван Бетховен: первые части сложных форм до Трио – Симфония № 1, Менуэт, Соната для фортепиано № 2, Скерцо). Возможно наличие заключения.
Первая часть простой формы может быть написана в любой форме:
периода/предложения: 8 тактов (малый период/ большое предложение любых разновидностей); 16 тактов (большой период/ увеличенное предложение); 12 тактов (период из трёх предложений/12ти такт на основе большого предложения) 32х-тактный (увеличенный период).
·Фактура: Выдерживать от начала до конца стабильное количество голосов
не обязательно. Приветствуется использование полифонических форм (например: имитаций, канонов, канонических секвенций).
·Протяженность пьесы и выбор формы не регламентируются. Однако следует ориентироваться на образцы, которые представляют собой законченные (самодостаточные) произведения (например: А. Скрябин Прелюдия op.11 gis-moll№ 2, D-dur №5, E-dur №9; из названных выше примеров -  Ф. Шопен Ноктюрн e-mollop.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1, С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №, С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-mollop.31 №2, Ж. Бизе «Кармен» Антракт
к третьему действию).
 
Вторая часть испытания: анализ сочиненной пьесы (письменно). При определении формы принимается любая терминология; единственный критерий – адекватное
и доказательное её применение. Необходимо указывать тональные планы и форму середин. Если используются каноны/канонические секвенции -  указать их разряд.
 
Время, отводимое на работу (сочинение пьесы и её анализ): 4 часа. Предоставляется возможность использования фортепиано для проверки написанного.
От нотной записи требуется разборчивость.
От пьесы ожидается музыкальность, естественность, изобретательность и фантазия.
От анализа – исчерпанность, точность и ясность изложения, краткость (отсутствие лишней информации).
 
3.        Номинация «Музыкальная литература»
 
              Конкурсное испытание в номинации Музыкальная литература состоят из трех обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.
 
Первая часть испытания (1-й и 2-й дни конкурса)– выступление на Конференции
по музыкальной литературе «Слово о музыке»
(открытая часть конкурсного испытания, вход для слушателей свободный).
Тема выбирается и разрабатывается участником Конкурса заблаговременно
в соответствии с собственными музыкальными интересами.
 
Требования к теме:
основной объект исследовательского внимания – конкретное музыкальное произведение с его образностью и стилем, как входящее, так и не входящее в программу курса музыкальной литературы.
Могут быть выбраны:
·         одночастные произведения;
·         циклические произведения – в этом случае осуществляется отбор конкретных эпизодов, на которых выступающий останавливается подробнее;
·         при обращении к опере возможен рассказ об образе того или иного персонажа
(не обязательно главного) с отбором эпизодов, в которых дается его характеристика;
·         возможно сопоставление/сравнение нескольких произведений: романсы на слова одного автора, две миниатюры одного жанра (две мазурки или два ноктюрна Шопена, две прелюдии Дебюсси и т. п.)
 
Примеры тем:
·           Великаны и птичка в «Кольце нибелунга» Вагнера
·           «Баллада» Грига
·           Франк: три хоральные прелюдии для органа
·           Чайковский. Большая соната для фортепиано
·           Кантата «Звездоликий» Стравинского
·           Шостакович «Из еврейской народной поэзии»
 
 
 
 
 
Требования к выступлению:
·         Регламент, включая демонстрацию музыкальных примеров (собственное исполнение, аудио- и видеозаписи) и других необходимых материалов – до
20 мин
. Использование художественного видео-оформления темы возможно,
но не является обязательным условием победы в конкурсе.
·         Свободное донесение темы до слушателей во время выступления (текст доклада может все время находится в поле зрения участника, но его не следует от начала до конца читать).
·         Выявление собственного отношения к данному композитору и произведению.
·         В случае использования источников – грамотное цитирование.
 
Распечатанный текст доклада необходимо оставить жюри после своего выступления.
 
Вторая часть испытания (3-й день конкурса) – собеседование (закрытая часть конкурсного испытания, слушатели не приглашаются).  Конкурсант отвечает на вопросы членов жюри по теме своего выступления на Конференции. Время творческого диалога – до 15 минут. Вопросы заранее не сообщаются.
 
Третья часть испытания (3-й день конкурса) – письменное творческое задание
по прослушиванию музыки.
Не требует предварительной подготовки. Условия сообщаются непосредственно в день конкурсного испытания.
Время, отводимое на работу (включая прослушивание) – 2 часа.
 
 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
 
В конце третьего дня Конкурса члены жюри подводят итоги, определяют победителей
в каждой из номинаций и обладателя Гран-при. Гран-при присуждается по сумме баллов
в случае участия конкурсанта во всех трех номинациях.
Участники конкурса, занявшие призовые места в каждой из номинаций получают дипломы победителей конкурса.
 
Победители объявляются во время Заключительного концерта, на котором, в частности, исполняются лучшие конкурсные пьесы.
 
 
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК И УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
 
Заявка на участие, заверенная руководителем учебного заведения, направляется
в электронном виде по адресу merzlyakovka-2017@yandex.ru до 1 октября 2017 года.
В теме письма необходимо указать
«Конкурс Теория музыки»
 
Документы для участия:
·         заявка участника по форме (бланк заявки участника прилагается, см. Приложение № 1).
В заявке необходимо указать количество номинаций, в которых принимает участие конкурсант, для составления удобного расписания конкурсных испытаний для каждого участника.
·         цветная фотография в формате JPEG
          
 
 
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
 
            Оплату всех расходов, связанных с пребыванием на конкурсе (проезд в оба конца, проживание, питание, суточные) производит направляющая организация или сами участники.
            Оргкомитет конкурса оказывает содействие участникам и сопровождающим их лицам в бронировании мест в гостинице (по предварительным письменным заявкам).
 
 
 
В дни проведения Конкурса будут работать бесплатные курсы повышения квалификации для преподавателей, чьи студенты участвуют в Конкурсе. Для преподавателей других категорий, желающих принять участие в Курсах, стоимость – 10 000 рублей.
Для записи на курсы повышения квалификации необходимо направить заявление
на электронную почту merzlyakovka-2017@yandex.ru до 15 октября 2017 года. Форма заявления размещена на официальном сайте Училища в сети «Интернет» www.amumgk.ru (или см.приложение №2).
 
 
 
            С вопросами по организации конкурса следует обращаться в Оргкомитет конкурса
к Ольге Борисовне Хвоиной по тел. +7 (916) 189-92-02 или к Охлобыстиной Анастасии Борисовне по электронному адресу merzlyakovka-2017@yandex.ru, +7 (909) 672-68-91.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Академическое музыкальное училище
при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
121069, Москва, Мерзляковский пер., 11
+7 (495) 690-05-54

www.amumgk.ru 

Календарь концертов

Сентябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1

Ближайшие концерты

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2017
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Проекты

Конкурсы и фестивали

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Противодействие коррупции