Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / История Училища / Дорогие имена / Воспоминания А.Л.Зыбцева о В.Ю.Зограф-Плаксиной

главная | история | дорогие имена: В.Ю. Зограф-Плаксина | воспоминания А.Л. Зыбцева


Зыбцев А.Л. (1908-1984) – пианист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972). Ученик В.Ю. Зограф-Плаксиной и Г.Г. Нейгауза. В 1930-60 гг. концертмейстер Большого театра. С 1937 преподаватель Московской консерватории (с 1965 профессор, зав. кафедрой камерного ансамбля и квартета).

В.Ю.ЗОГРАФ-ПЛАКСИНА (1866-1930)

В 1891 году Московскую консерваторию окончила по классу Сафонова молодая пианистка В.Ю. Зограф. Надо сказать, что класс В.И. Сафонова занимал одно из ведущих мест в консерватории и в него стремились попасть также, как в класс Н.Г. Рубинштейна. Наряду с именами Скрябина, Метнера, наряду с такими пианистами, как И.Левин, Бекман-Щербина, в этом классе формируется группа музыкантов, которым суждено было сыграть выдающуюся роль в истории советской музыкальной педагогики, в организации музыкального образования после Октябрьской Революции – это Л.Николаев, В.Щацкая, Е.Гнесина, В.Зограф. После окончания консерватории, будучи прекрасной пианисткой, Валентина Юрьевна не смогла из-за тяжелого нервного заболевания продолжить исполнительскую деятельность и перешла целиком на педагогическую работу. Основанное ею музыкальное училище в Мерзляковском переулке (старое здание) на первых порах своего существования испытывает большие трудности. Финансовые возможности у Зограф и ее мужа Плаксина были очень ограничены, помощи от государства они никакой получить не могли. В то же время организаторы школы не считали возможным поправлять дела за счет повышения платы за обучение, привлекая обеспеченных, по бездарных учеников. Преследовалась цель демократизации музыкального образования, привлечение к занятиям одарённой молодёжи, которая не имела возможности платить за частные дорогие уроки или обучаться в аристократических институтах и пансионах. Объединив вокруг себя несколько музыкантов энтузиастов, Валентина Юрьевна заложила основу учебного заведения, которому суждено было в дальнейшем сыграть значительную роль в деле подготовки музыкальных кадров, как для Московской консерватории, так и для страны в целом. После Октябрьской революции, на базе нового помещения, при широкой государственной поддержке, школа Валентины Юрьевны завоёвывает признание авторитетнейшего музыкального центра и становится Государственным техникумом имени братьев Рубинштейн.

К работе в техникуме были привлечены крупные музыканты. Бессменным руководителем почти до последних дней своей жизни была В.Ю. Зограф-Плаксина. На фортепианном отделении преподавали: Кенеман, Страхов, Вейсс, Г.П. Прокофьев, многие из них были профессорами консерватории, Валентина Юрьевна также преподавала в консерватории с 1921 по 1924 год. Но так как организационная и педагогическая работа в училище требовала всё больше и больше внимания, Валентина Юрьевна целиком посвящает себя этой деятельности. Среди теоретиков были: Мутли, Дубовский. Скрипичный класс вёл А.А. Берлин, виолончельный – М.И. Ямпольский, камерный класс возглавлял В.В. Борисовский. Техникум располагал хорошим оркестром, которым руководили Липаев и Небольсин, в дальнейшем дирижер Большого театра. Существовала сильная вокальная группа педагогов – Петренко, Звягина, оперный класс вёл Садовников. Техникум под руководством Валентины Юрьевны успешно решал задачу подготовки кадров высококвалифицированных специалистов, так необходимых стране в то время. Валентиной Юрьевной были выработаны новые программы, правила приёма, проверочных испытаний и экзаменов. На одно из первых мест была поставлена концертная деятельность «Показательные концерты», как их тогда называли, проходили в Большом и Малом залах консерватории, в «театре Революции», рабочих клубах МОСКВЫ. Создавалось много шефских бригад.

В классе у Валентины Юрьевны царила чрезвычайно серьезная творческая атмосфера. Каждый урок превращался в значительное событие. Помимо технических вопросов тонкостей педализации, выразительности фразы, ставились вопросы постижения образного строя произведения, раскрытия его внутренней сущности. Особенное внимание уделялось проблемам звуковой выразительности, развитию культуры звука. Работая над звуком, Валентина Юрьевна сама показывала кантиленные места Ноктюрнов Шопена, мазурок Скрябина, демонстрируя при этом необыкновенную певучесть тона. Позже, ког да я поступил в консерваторию в класс к профессору Г.Г. Нейгаузу, он мне говорил, что я должен быть всегда благодарен плаксинской школе, дающей отличный фундамент для пианистического совершенствования. Но занятия в классе – это была лишь часть многопланового воздействия нашей учительницы. Не менее значительную роль играли «внеклассные» общения. Дело в том, что её класс находился фактически в её квартире. Маленькая часть здания техникума была отведена под её квартиру. Она состояла из двух небольших комнат и кухни, но здесь ежедневно по вечерам собирались все ученики Валентины Юрьевны, а также многие студенты других классов. Эти домашние собрания, лишенные всякой официальности, были не менее важной частью воспитания нас – будущих музыкантов. Не было ни одного сколько-нибудь важного события в музыкальной и культурной жизни столицы, которое бы горячо не обсуждалось в этой гостеприимной комнате. Концерты виднейших советских и зарубежных исполнителей (куда мы попадали благодаря Валентине Юрьевне, приобретавшей для час абонементы), театральные премьеры, музыкальные новинки, выставки в художественных галереях – всё это анализировалось и подвергалось обсуждению (а нас тут же угощали чаем и подкармливали). Весёлая шутка, юмористический рассказ перемежались с глубоким анализом явлений искусства, но мы никогда не чувствовали направляющей руки ментора, риторичности наставника. Это были полезнейшие встречи для развития нашего эстетического кругозора. Только много лет спустя я стал понимать, насколько тонко, с предельным тактом и педагогическим мастерством направляла она наши мысли в область широких музыкальных обобщений. Это особое качество педагога, сохраняющего взаимосвязь между воспитательной работой в классе и общением вне класса, пожалуй, одно из самых сильных сторон её умного и мощного педагогического таланта.

Для нас, музыкантов старшего поколения, общение с В.Ю. Зограф-Плаксиной останется дорогим и прекрасным воспоминанием наши молодости. Образ этого замечательного музыкального деятеля, её высокая принципиальность и благородство, человеческое обаяние не изгладятся из нашей памяти. А её скромность и великая преданность делу развития нашей советской музыкальной культуры будет служить замечательным примером молодому поколению советских музыкантов.

В то время техникум дал стране целый ряд замечательных кадров в различных областях музыкальной деятельности: народный артист СССР проф. Жиганов, нар. артист РСФСР проф. Раков, засл. деят. искусств ПРОФ., Ройзман, солисты Большого театра нар. артист РСФСР Кругликова, засл. артист Чекин, группа вокалистов Всесоюзного радио, заслуженные артисты Абрамов, Александрийская, Нечаев, доктора искусствоведения проф. Ярустовский, Туманина, Л.Гинзбург. В последующие годы этот список непрерывно пополнялся всё новыми и новыми именами, но традиции, заложенные основателем училища при консерватории оставались незыблемыми. Высокая профессиональная требовательность, чувство гражданственности и общественного долга, творческая дисциплина и человеческая скромность – всё это является неотъемлемой частью образа Валентины Юрьевны Зограф-Плаксиной.

А.Зыбцев





вернуться на страницу «В.Ю. Зограф-Плаксина»

вернуться в Летопись: 1891-1918


Календарь концертов

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
26
27
28
29
30
4
6
11
15
20
24
25
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6

Ближайшие концерты

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2018
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных