Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / История Училища / Дорогие имена / Шацкес Б.А.

главная | история | дорогие имена: Б.А. Шацкес


Б.А. ШацкесШАЦКЕС Борис Абрамович

(1931-1985)


Родился в 1931 году в Ростове-на-Дону в музыкальной семье. Учился в ЦМШ при Московской консерватории – сначала у Т.А. Бобович, затем в классе А.Б. Гольденвейзера, у которого окончил Московскую консерваторию и аспирантуру.

Преподавал в училище с 1964 по 1985 год. Его преподавательская деятельность стала эпохой в жизни училища. Именно он провел первый классный вечер в истории фортепианного отдела училища, и в дальнейшем все концерты его класса становились событиями и проходили с аншлагами. Борис Абрамович раздвинул рамки училищного репертуара: например, в одном классном вечере исполнялись все концерты Прокофьева или все этюды Паганини-Листа. И. Беркович сыграла весь II том ХТК И.С. Баха. Особенным качеством его педагогического таланта являлось удивительное умение почувствовать суть творческой индивидуальности ученика и помочь этой индивидуальности мощно и максимально ярко раскрыться.

Б.А. Шацкес воспитал плеяду ярких пианистов – лауреатов Международных конкурсов – таких, как И. Беркович, Д. Гайдук, Ст. Бунин, Д. Рацер, Э. Оганесян, М. Комиссарчик, Н. Коган, Ю. Стадлер, А. Писарев, П. Нерсесян, А. Штаркман.

В последние годы жизни занимался композицией: написаны и изданы множество обработок, фортепианная соната.

Был мастером спорта по шахматам.

Безвременно, трагически погиб в расцвете своего творческого пути, в возрасте 53 лет.





Б.А. Шацкес и ученики его класса



Из воспоминаний о Б.А. Шацкесе

Борис Абрамович Шацкес – необыкновенная, удивительная личность и ярчайшая звезда на музыкально-педагогическом небосклоне Москвы 60-х – 80-х годы прошлого века.

Если попытаться коротко, в двух словах охарактеризовать то, что составляло феномен этого человека – это талант и умение любить. Он любил жизнь во всех ее проявлениях, он талантливо жил. Он любил людей – родных, друзей, учеников, красивых женщин. Любил природу – рыбалку, животных; любил живопись, любил спорт. Он никогда ни к чему не был равнодушен, безразличен. Его любовь или нелюбовь всегда проявлялись ярко и открыто. Это жизнелюбие Бориса Абрамовича всегда притягивало к нему людей. Он был центром, магнитом, абсолютно не стремясь к этому: так уж у него получалось. Его друг пианист Д. Паперно вспоминает, что Шацкес – «один из самых блестящих по одаренности и обаянию людей, которых я встречал в жизни, человек-фейерверк, неисчерпаемый фонтан идей, сгусток интеллекта, ума, легкости и остроумия»




Б.А. Шацкес на сцене концертного зала Училища

Безусловно, эти качества подарили ему его замечательные родители – отец, Абрам Владимирович Шацкес, и мама, Эсфирь Федоровна Самтер. В этой удивительной семье царили любовь, уважение, тепло, благородство, честность. Абрам Владимирович был замечательным музыкантом, профессором Московской консерватории, учеником Н.К. Метнера. А.Б. Гольденвейзер говорил о нем: «Шацкес слышит, как трава растет». Эсфирь Федоровна также была пианисткой, закончила консерваторию у профессора С.Я. Фейнберга.

Двери их дома были всегда открыты. К Шацкесам приходили друзья, ученики со своими радостями, горестями, просто пообедать или переночевать, принять душ или пожить недельку, а то и месяц, если негде было. И каждый в этом доме всегда находил тепло, уют, понимание и поддержку. Иногда Абрам Владимирович и Эсфирь Федоровна, помогая людям, просто рисковали своей жизнью. Так было в страшные 30-е годы, когда они не побоялись приютить в своем доме дочь репрессированных родителей (сейчас это Народная артистка Армении, профессор Академии музыки им. Гнесиных М.С. Гамбарян) или вернувшегося из лагерей известного аккомпаниатора А. Дьякова.

Борис Абрамович учился в ЦМШ сначала у Т.А. Бобович, затем у А.Б. Гольденвейзера, у которого закончил консерваторию и аспирантуру. В одном классе с ним занимались С.Доренский, Ф.Дружинин, Е.Альтман, И.Чернышов – целое созвездие талантливейших людей, которые были тогда просто веселыми мальчишками-сорванцами, придумывавшими всякие шалости и пакости, начиная с дрессировки мышей в кабинете Абрама Владимировича и кончая разбитым бюстом Сталина в коридоре ЦМШ. Эту свою дружбу они пронесли через всю жизнь.



И в школьные, и в консерваторские годы у Бориса Абрамовича было множество увлечений. Он очень хорошо рисовал, великолепно играл в настольный теннис, увлекался футболом, и, конечно же, шахматами. Но шахматы оказались не просто увлечением, а вторым призванием. После окончания аспирантуры в течение многих лет Борис Абрамович буквально разрывался между музыкой и шахматами: работал в Госконцерте, концертировал как солист и ансамблист, и в то же время участвовал в серьезных шахматных соревнованиях, стал мастером спорта СССР по шахматам, написал книгу «Английское начало», даже какое-то время работал тренером. Его близкими друзьями были чемпионы мира М.Таль (который тоже какое-то время жил у Шацкесов), Б.Спасский, Т. Петросян, гроссмейстеры М.Тайманов, А.Суэтин, Ю.Авербах, Е.Васюков, А.Быховский.

В 1964 году Бориса Абрамовича пригласили на работу в училище при консерватории, в Мерзляковку и, перефразируя поэта, «судьба его была уж решена»: он выбрал, он нашел свое настоящее дело, став тем блистательным, неповторимым, выдающимся и бесконечно любимым педагогом, у которого нам посчастливилось учиться.

Шацкес-педагог – это целая эпоха, которая уместилась в двадцать лет. Двадцать лет в педагогике это немало, но и не много. За это время Борис Абрамович успел создать свою школу, выпустил целую плеяду блестящих, талантливых учеников, лауреатов международных конкурсов, таких как И. Беркович, Д.Гайдук, А.Писарев, А.Штаркман, П.Нерсесян, Ст.Бунин, Н.Коган, Д. Разер, М. Комисарчук, Э. Оганесян, Н. Демьянова и др.

Борис Абрамович работал невероятно увлеченно, самозабвенно, он обожал своих учеников. И каждый был для него единственным и неповторимым. Сколько раз, когда в классе появлялся новый студент, я видела его горящие, восторженные глаза: «Слушай, это потрясающий парень, вот увидишь – это просто Рахманинов!». И неважно, что эти мальчики или девочки оказывались не Рахманиновыми или Юдиными, важно, что эта его влюбленность в них творила чудеса. У него был феноменальный педагогический дар – умение почувствовать и раскрыть наиболее яркие и сильные стороны дарования каждого ученика.

Б.А. Шацкес на прогулке

Для своих студентов Борис Абрамович удивительно точно умел найти оптимально подходящие программы. Вообще, в области фортепианного репертуара музыкального училища он совершил прорыв, огромный скачок вперед. Это было сенсацией, когда легендарная ученица Бориса Абрамовича И.Беркович сыграла II том Хорошо темперированного клавира Баха. Она же в одном концерте сыграла 100-й опус Бетховена и «Крейслериану» Шумана. Незабываем и тот классный вечер, в котором были исполнены все концерты Прокофьева, и Б.А. их все сам аккомпанировал. Вообще, надо сказать, аккомпанировать он очень любил и делал это просто замечательно. Когда он работал в консерватории, на одном классном вечере он аккомпанировал все концерты Р.Щедрина.

В его классе играли все концерты Рахманинова, Метнера, Бетховена, Листа, множество концертов Моцарта и т. д. А как-то для 2-го отделения одного из классных вечеров он придумал такую программу: «Голубая рапсодия» Гершвина, Сюита Бартока и 3-й концерт Метнера. Помню, как довольно потирая руки он мне говорил: «Ух, какая чудная диссидентская программка получилась! За такую могут и посадить. Просто красота!»

На занятиях Борис Абрамович был всегда живым и непосредственным, лишенным какой-либо позы и заготовок. Он абсолютно конкретно реагировал на происходящее – надо было покопаться в мелочах – с удовольствием это делал, причем доводил до блеска прямо на уроке, не терпел халтуры, ничего не оставлял без внимания, «сырым». Разговаривал немного, но умел буквально несколькими словами, сравнениями или каким-то образом из литературы (которую великолепно знал и любил) так вдруг по-новому осветить произведение, что она становилось для тебя своим, как бы впускало тебя внутрь, в свою суть.

Ну а каким праздником были наши классные вечера! Надо сказать, что Борис Абрамович провел первый классный вечер в истории фортепианного отдела нашего училища. Это было 17 апреля 1970 г. Программы классных вечеров продумывались заранее. Каждый ученик считал для себя делом чести выучить предназначенное для него произведение специально к классному вечеру. Уже репетиции превращались в таинственные, волнующие события, а сам концерт!.. Народу было битком, места занимались заранее, в проходы ставились скамейки. А после классного вечера мы всей гурьбой шли праздновать событие к своему любимому Боре (как мы его между собой называли) домой. И там он был просто нашим другом, одним из нас – хохмил, веселился, рассказывал всякие смешные интересные вещи – и это было счастье, это было незабываемо!

Когда я думаю, какие мы, ученики с планеты «Шацкес», то мне кажется, что все мы оказались честны в профессии, в той мере, какая нам отпущена природой и судьбой…

В последние годы жизни Борис Абрамович начал писать музыку. Им сделаны замечательно талантливые обработки романсов Н. Метнера, органных хоральных прелюдий Баха. Великолепна обработка симфонического скерцо П.Дюка «Ученик чародея»: ее гениально исполнял Д.Гайдук на конкурсе имени П.И. Чайковского, где он стал лауреатом. Сочинены Соната для фортепиано, вокальные циклы. А сколько осталось не сделано, не написано!..

20 мая 1985 г. Борис Абрамович поздравил меня с днем рождения моей дочери и поехал на свою любимую рыбалку. Было трудное предэкзаменационное время, у него было более 20 учеников. После бессонной ночи он сидел за рулем и на несколько секунд закрыл глаза. Машина выскочила на встречную полосу… Утром 21 мая у меня раздался звонок – его нет больше среди нас…

Но он есть и всегда будет в каждом из нас. Всегда.




Программы трех концертных вечеров класса Б.А. Шацкеса
(источник: Методические записки по вопросам музыкального образования, вып.3, М., 1991).

Классный вечер Б.А. Шацкеса 16 декабря 1976 года
ФОРТЕПИАННЫЕ ТРАНСКРИПЦИИ

Бах - Сен-Санс Гавот
Ария
Бурре
Бетховен - Лист Симфония № 5 (1 часть)
Бах - Годовский Ария
Бизе - Бузони Фантазия на темы оперы "Кармен"
Григ Сюита "Пер Гюнт" (концертная обработка Г. Гинзбурга)
Рахманинов Сирень (концертная обработка автора)
Мендельсон - Рахманинов Скерцо из музыки к пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь"
Гершвин Три фрагмента из оперы "Порги и Бесс" (концертная обработка Б. Шацкеса)
Моцарт - Лист Фантазия на темы оперы "Свадьба Фигаро"



Классный вечер Б.А. Шацкеса 7 марта 1980 года

Н.К. Метнер (к 100-летию со дня рождения)


1 отделение

"Забытые мотивы", соч. 38
Соната-воспоминание
Грациозный танец
Праздничный танец
Песнь на реке
Сельский танец
Вечерняя песня
Лесной танец
Как бы воспоминание


2 отделение
Импровизация № 1
Три сказки
Концерт № 1



Классный вечер Б.А. Шацкеса 4 ноября 1983 года

ФОРТЕПИАННЫЕ ФАНТАЗИИ


1 отделение
Скрябин Соната-фантазия
Бетховен Фантазия
Мессиан Бурлеска-фантазия
Лист Фантазия на темы оперы Мейербера "Гугеноты"

2 отделение
Моцарт Фантазия до минор
Шопен Фантазия фа минор
Шуман Фантазия до мажор (1 часть)
Брамс Фантазия, соч. 116
Шуберт Фантазия "Скиталец"


вернуться в Летопись: 1961-1990


Календарь концертов

Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
29
30
31
1
3
4
6
9
11
13
14
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2

Ближайшие концерты

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2018
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных