Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / История Училища / Дорогие имена / Месснер П.В.

главная | история | дорогие имена: П.В. Месснер


П.В. МесснерМЕССНЕР Павел Валерианович

(1931-2005)


Пианист, педагог. Выпускник училища (1950, класс А.Г. Руббаха) и Московской консерватории (1955, класс Э.Г. Гилельса). Концертировал как солист и ансамблист. Преподавал в Московской консерватории (сначала в качестве ассистента Э.Г. Гилельса, с 1959 вел собственный класс специального фортепиано). В училище проработал более тридцати лет (1957-1988), в течение десяти был заведующим фортепианным отделением (1967-1977).

Редактор сборника «Педагогический репертуар детской музыкальной школы. Пьесы композиторов XX века для фортепиано (зарубежная музыка)». М., 1966.



Из воспоминаний о П.В. Месснере

Павел Валерианович Месснер родился в Москве в семье потомственных музыкантов – В.О. Месснера и Т Г. Катуар (дочери Г.Л. Катуара [русский композитор французского происхождения – прим.ред.]), выпускников Московской консерватории по классу фортепиано Л.Э. Конюса и А.Ф. Гедике. Ближайшими предками Павла Валериановича были выходцы из французской, немецкой и английской обрусевших семей.

Мать П.В. Месснера, Т.Г. Катуар, преподавала фортепиано в школе при консерватории и училище, называвшемся тогда музыкальным техникумом. Известный пианист М. Кончаловский (её ученик, а в дальнейшем ученик и близкий друг Павла Валериановича) вспоминает о Т.Г. Катуар и её семье: «Чистота души и высокие нравственные устои были нормой жизни, так же как и преданность своему искусству, любовь к ученикам, бескорыстие».

Учиться музыке П.В. Месснер начал в музыкальной школе при Консерватории. Первым его педагогом была Е.К. Николаев, затем В.В. Чертова. Училище он окончил в классе А.Г. Руббаха (1950), консерваторию – в классе Э.Г. Гилельса (1955).

Сразу после окончания консерватории П.В. Месснер дал несколько сольных концертов в разных городах России и за рубежом, которые прошли с большим успехом. В дальнейшем он выступал как исполнитель камерной музыки совместно с А.Е. Васильевой, Д.Г. Миллером, М.К. Чайковской, А.А. Мельниковым, В.К. Малининым, Р.О. Багдасаряном. «П.В. Месснер – глубокий и разносторонне развитый музыкант, превосходный пианист и педагог с многолетним опытом работы. Сольные и ансамблевые выступления П.В. Месснера всегда были отмечены творческим проникновением и высоким профессионализмом», – писал о нем Яков Зак.

Репертуар Месснера был поистине всеобъемлющ. Он включал произведения И.С. Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Чайковского, Грига, Брамса, Франка, Дебюсси, Равеля, Р. Штрауса, Хиндемита, Респиги, Мартину, Шостаковича, Барбера, Бриттена, Мессиана, А.В. Чайковского и др. Павел Валерианович неоднократно исполнял и записывал редко звучащие сочинения Метнера, Катуара (фортепианные Квартет и Квинтет), Франца Ксавера Моцарта (музыка для виолончели и фортепиано).





А.И. Лагутин и П.В. Месснер во время первой поездки в г.Улан-Батор (Монголия)

Педагогическую деятельность П.В. Месснер начал в качестве ассистента Э.Г. Гилельса, а с 1959 года уже вел в консерватории собственный класс специального фортепиано. Одновременно он преподавал в училище (с 1957 по 1988 год) и в 1967-1977 гг. заведовал фортепианным отделением, сменив на этом посту прекрасного музыканта и редкостного педагога М.Я. Сивер. Сделано это было с большим внутренним напряжением, так как Месснер осознавал огромную ответственность, возлагаемую на него этой должностью. Решающую роль в назначении сыграло то, что кандидатуру П.В. выдвинул любимый и чтимый им Н.Л. Фишман, поддержал В.А. Натансон, а директор Л.Л. Артынова с радостью приняла, так как всегда тяготела к истинной интеллигенции, к которой в абсолютной степени относились Павел Валерианович и вся его семья.

В годы заведования П.В. Месснера на фортепианном отделе царила удивительно творческая и тёплая атмосфера. Педагогов связывала дружба, взаимопомощь, внимание к индивидуальности каждого. Педагоги общались домами, а за столом продолжался нескончаемый разговор об учениках. Замечательно, что в то десятилетие, которое Павел Валерианович руководил фортепианным отделом училища, в консерваторию поступало до пятнадцати человек с курса. Педагогический метод Павла Валериановича был основан на глубоком анализе музыкального текста, постижении драматургической логики произведения. Стремление к целостному охвату сочинения, к выпуклой, но естественной фразировке во многом стимулировалось совместной работой с Э.Г. Гилельсом. Занимался он щедро и пристально, на первом месте стояли гибкая и долгая фраза, внимание к формообразованию, мотивному развитию, стремление к многогранности, многоликости музыкального образа. Врождённое чувство такта, деликатность и профессиональная этика не позволяли П.В. пользоваться служебным положением и «выбирать» себе учеников – класс его пестрел учениками различной одарённости. Невзирая на это, каждый студент в равной степени пользовался его временем.

Если музыкальные начала педагогики Павла Валериановича Месснера во многом восходили к Гилельсу, то артистизмом он во многом обязан Г.Г. Нейгаузу, которому неоднократно играл по рекомендации Гилельса. Уроки Павла Валериановича были пронизаны артистизмом, но не общего порядка, а индивидуального, продиктованного тем репертуаром, над которым шла работа. Этот процесс интеллектуальной и исполнительской одухотворённости захватывал и приподнимал ученика, оставляя в его душе след на многие годы. Вот что в своей книге пишет его ученик и друг М. Кончаловский: «В силу человеческих и профессиональных отношений, свойственных русской интеллигенции, связи учителя и ученика не прерывались после окончания учебы... П.В. Месснер – замечательный музыкант и человек, унаследовавший от своих родителей редкую скромность, доброту и доброжелательность, свойственные всему роду Катуаров, истинную профессиональность и тончайший музыкальный вкус. Меня всегда поражала музыкальная образованность Павла Валериановича – музыканта в третьем поколении – как все-таки это важно! Он знал, мне казалось, всю музыку прошлого и настоящего, не только фортепианную, но и симфоническую, оперную, камерную. Он был для меня эталоном тонкого и глубокого понимания музыки».

Редким и неповторимым человеком считали Павла Валериановича и его консерваторские коллеги. «Павел Валерианович является для меня примером русского интеллигента, высокообразованного, одаренного, одухотворенного музыканта, отличного и интересного пианиста, умного педагога, неизменно доброжелательного товарища. Побольше бы таких людей в музыкальном мире!», – говорит Д.А. Башкиров. М.В. Юдина, которая поддерживала с Месснером дружеские отношения и нередко музицировала с ним в 4 руки, называла его «человеком старинной культуры». С любовью вспоминала о нём, как о прекрасном музыканте Э. Вирсаладзе. «П. Месснер – это моя фортепианная совесть», – писал Лазарь Берман.

За годы своей преподавательской деятельности Павел Валерианович подготовил около 60 выпускников. В числе его учеников – пианисты, занимающие ныне видное положение в музыкальной жизни России и зарубежных стран. Среди них: Х. Аль-Вади, И. Бутырина, Е. Гринёва, А. Гурфинкель, О. Гюнтер-Ситковецкая, Д. Климов, К. Коноваленко, М. Дмитриева, Н. Магомедбекова, Л. Меерова, С. Осадчук, Е. Поспелова, А. Рахман, А. Розенблат, В. Седова-Берман, О. Самошников, А.Семецкий, Н. Серапионянц, В.Столов, А. Хамидулина, Е. Христенко, А. Шарипова, А. Шишханов, и К. Хурис.

В 1995 году тяжелая болезнь прервала творческие планы музыканта.



вернуться в Летопись: 1961-1990


Календарь концертов

Сентябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1

Ближайшие концерты

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2017
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Проекты

Конкурсы и фестивали

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Противодействие коррупции