Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / История Училища / История по периодам / 1941-1960

В годы Великой Отечественной войны училище не было эвакуировано и продолжало работать в Москве. Многие из его учащихся и педагогов ушли на фронт. Мы помним всех тех, кому не суждено было вернуться, кто отдал свои жизни во имя великой победы над фашизмом.

Приказы по училищу, относящиеся к октябрю-декабрю 1941 года (времени обороны Москвы), свидетельствовали о сложном положении дел на фронте. Они постановляли «назначить преподавателя Г.Г. Адена пожарным вахтером»; «перевести концертмейстера B.А. Киселева в распоряжение МПВО» и т.п.

Однако уже со 2 января 1942 года, когда советские войска перешли в контрнаступление, в училище вновь возобновился учебный процесс. Несмотря на текучесть состава, обусловленную призывом студентов в действующую армию, число учащихся неуклонно росло. Так, по данным архива, на 1 января 1942 года в училище числилось 212 студентов, на 1 февраля – 230, на 1 марта – 264, на 1 апреля – 288. Занятия велись по всем специальностям и музыкально-теоретическим дисциплинам. Из общеобразовательных предметов вначале (со 2 января) были введены только русский язык и литература. Занятия же по математике, естествознанию, географии и иностранным языкам начались позднее, в сентябре 1942 года.

 
 

Пианист Г.Б.Аксельрод (1923-2003) Выпускник училища, композитор А.Н.Холминов (р.1925)

Зимне-весенний прием 1942 года был необычайно ярким. 3 января были приняты Г.Аксельрод (класс Л.И. Ройзмана) и певица А.К. Матюшина (класс Е.Ф. Петренко). 15 января в училище поступила юная арфистка О. Эрдели, 20 января – скрипач И.Политковский; 29 марта состоялось зачисление композитора Р.Бунина, а 21 апреля – А.Холминова.

16 июня 1942 года директор училища Р.Л. Блюман дала интервью сотруднику «Вечерней Москвы»: «В текущем году, который является 51-м учебным годом училища, у нас занимается 300 студентов... 50 студентов училища объединены в струнный оркестр... С работой этого оркестра музыкальная общественность столицы уже познакомилась на отчетном концерте, который состоялся в Малом зале консерватории 29 мая. Сейчас оркестр готовится к выступлению в Измайловском парке культуры и отдыха. Систематическую концертную работу проводят также студенты училища в воинских частях и госпиталях, где за последнее время было дано свыше 40 концертов. 19 июня состоится второй отчетный концерт в Малом зале, включающий произведения русских композиторов, Дворжака, Сметаны, Шопена».

«Вечерняя Москва» запечатлела жизнь училища в первый год войны в ряде фотографий, опубликованных в газете. Ученик Ю.И. Янкелевича, будущий лауреат международных конкурсов, но пока совсем еще юный Игорь Политковский с концертмейстером Ю.Чернявской (номер от 6 июля 1942 года). Чрезвычайно выразительный, трогательный снимок со следующим титром: «В музыкальном училище Московской государственной консерватории. Юный композитор Рита Кусс показывает свое новое сочинение заслуженному деятелю искусств, профессору-орденоносцу А.Ф. Гедике» (номер от 9 июля 1942 года).

Оставшиеся в Москве преподаватели училища стремились внести свой вклад в борьбу с фашизмом. Многие из них давали по 120 шефских концертов в год. Большую шефскую работу вели и учащиеся. Только в мае-июне 1943 года было дано свыше 40 концертов в воинских частях и госпиталях Москвы. Сбор от трех платных концертов в Малом зале консерватории весной 1943 года училище направило в пользу детей фронтовиков.

В период с 18 марта по 27 июня 1945 года был организован цикл из шести концертов. В рецензии, опубликованной в «Вечерней Москве 19 апреля 1945 года, музыковед С.М. Корев писал, что концертные программы «отражали принципиально новые моменты в музыкально-педагогической практике». В них «почти отсутствуют традиционные образцы чисто педагогической литературы, лишенной серьезного художественного значения». Отмечая, что основу программ составляли замечательные произведения русских композиторов-классиков, рецензент свидетельствовал, что «практика училища при Московской консерватории убедительно показывает, что этот репертуар является превосходным учебным материалом, воспитывающим как музыкально-техническую, так и общую художественную культуру учащихся». В этой же рецензии отмечалась инициатива, проявленная училищем в области пополнения репертуара ансамблевых классов художественными произведениями, созданными на материале зарубежной музыки. Особо была выделена Сюита на темы Витали для арфы в сопровождении квартета, сочиненная Д.А. Блюмом. Это произведение было исполнено 11 апреля 1945 года студенткой класса М.П. Мчеделова Н.Гараниной и учащимися квартетного класса Б.О. Сибора. В дальнейшем всевозможного рода ансамбли арф (с квартетом, с хором, с органом и с другими солирующими инструментами) широко практиковались М.П. Мчеделовым и пользовались неизменным успехом как у музыкантов-специалистов, так и у широкой публики.

Эта рецензия является одним из свидетельств не прекращавшейся в годы войны методической работы отделов училища, руководство которыми было возложено приказом от 3 января 1942 года на Б.Б. Тица (фортепианный отдел), В.П. Ширинского (оркестровый) и М.Д. Штерн (общий курс фортепиано).

Чрезвычайно интенсивную жизнь вел теоретико-композиторский отдел училища, руководимый И.В. Способиным. Многие методические замыслы того времени воплотились затем в блестящих учебниках, не утративших своей актуальности и поныне, – таких, например, как «Музыкальная литература зарубежных стран» B.C. Галацкой (1952, 1957), «Музыкальная форма» (1947) и «Элементарная теория музыки» (1951) И.В. Способина, «Инструментоведение» Д.А. Блюма (1947) и др.

Одной из важнейших задач, возникшей в период войны, было ниспровержение утверждений гитлеровской пропаганды о якобы несамостоятельности русской и вообще славянской культуры. В этом свете принципиально значимо появление темы заседания фортепианного отдела, состоявшегося 17 апреля 1942 года: «Исполнительский показ авторов глинкинской и доглинкинской эпохи» (методическая работа педагога Н.В. Отто). Не менее примечательно заседание отдела общего фортепиано в феврале 1942 года: на нем обсуждался вопрос об изучении с учащимися-вокалистами партии аккомпанемента в романсах и песнях советских композиторов. Тема была очень актуальной, так как студенты-вокалисты должны были срочно готовить новый репертуар для художественно-агитационных выступлений.

В годы войны в списках педагогов училища появилось довольно много новых имен. Среди них – выдающиеся музыканты и ведущие профессора консерватории (А.Н. Александров, С.Н. Кнушевицкий, С.Е. Фейнберг, А.И. Ямпольский и другие), которые, однако, пробыли в училище недолго и позже сосредоточились на работе в вузе. Более длительным оказалось пребывание в училище М.С. Неменовой-Лунц, которой оно обязано хорошей постановкой работы в концертмейстерских классах; Я.Б. Звагельского, сумевшего создать едва ли не самый многочисленный в стране училищный класс альта; певицы Л.М. Марковой, валторниста А.А. Щетникова, тромбониста В.А. Щербинина. К годам войны относится начало работы в училище арфиста М.П. Мчеделова, занимавшего впоследствии, в течение десяти лет (1946-1956), должность заместителя директора по учебной части; музыковедов – теоретиков С.С. Григорьева и B.С. Слетова и историков В.С. Галацкой и В.Б. Григорович; композитора М.П. Зив; пианистки И.В. Васильевой, которой принадлежит заслуга организации первой в стране музыкальной школы-десятилетки при Московской консерватории; певицы Е.К. Гедевановой, впоследствии возглавившей Московское музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова; скрипачей Б.В. Беленького, М.С. Блока и Б.Е. Кузнецова, принявшего на себя с 1943 года заведование струнным отделом; виолончелистов А.Н. Егорова, Я.П. Слободкина и Я.М. Смолянского; контрабасиста В.К. Зиновича; трубача В.А. Бони; педагогов-концертмейстеров 3.Ф. Бутыриной, Р.И. Зайонц, А.А. Карелиной, К.И. Королевой; сотрудников учебной части С.Г. Львовой, А.С. Митлиной и других.

Училище и музыкальная школа выстояли в эти сложные для всей страны годы. Их активная жизнь – свидетельство невероятной силы духа и мужества людей, веривших в победу и стремившихся сделать максимум возможного для ее приближения. В канун Великой Победы, 11 апреля 1945 года, юная скрипачка Н.Школьникова (класс Ю.И. Янкелевича), в скором времени лауреат парижского конкурса имени Маргариты Лонг, выступила в Малом зале Московской консерватории с исполнением «Испанской симфонии» Лало. Через несколько дней после окончания войны, 14 мая 1945 года, будущий лауреат того же парижского конкурса – восьмилетний пианист Игорь Жуков (класс В.В. Чертовой) – дебютировал по столичному радио с исполнением пьес из «Детского альбома» Чайковского.

В послевоенные и 50-ые годы директором училища оставалась Р.Л. Блюман. Училище по-прежнему славилось созвездием замечательных педагогов. Его недавние выпускники, окончив Московскую консерваторию, возвращались в родные стены – преподавать рядом со своими наставниками. Это обеспечивало преемственность традиции. Профессиональный авторитет учебного заведения продолжал неуклонно расти. На всех шести отделениях велась активная творческо-педагогическая деятельность. Важную роль в жизни училища играли его творческие коллективы, добивавшиеся значительных художественных результатов: симфонический оркестр (возглавляемый М.Н. Терианом, затем И.А. Аркиным), и хор дирижерско-хорового отделения (под руководством Е.Н. Бесядовской-Зверевой).

Р.Ю. Чернов

На фортепианном отделении преподавали ученики А.Гольденвейзера, К.Игумнова, М.Юдиной, Л.Оборина. Среди педагогов: Я.И. Мильштейн, В.А. Натансон, Б.Б. Тиц, А.Г. Руббах, Р.Ю. Чернов, Л.И. Ройзман, В.С. Белов, Н.Л. Фишман, Л.М. Живов. В 50-ые гг. в педагогический коллектив вошли ученици Г.Нейгауза В.М. Хорошина, Е.И. Каспина, а также ученик Э.Гилельса П.В. Месснер. Отделение возглавляла М.Я. Сивер.

Юрий Исаевич Янкелевич

Среди преподавателей струнного отделения: скрипачи Ю.И. Янкелевич, И.М. Ямпольский, Б.Е. Кузнецов, Б.В. Беленький, И.И. Гаухман, К.В. Кучакевич, М.С. Глезарова, Ю.А. Брейтбург, М.А. Гарлицкий, А.И. Фролов, Б.Э. Гольдштейн; альтисты Я.Б. Звагельский и Е.В. Страхов, виолончелисты Я.М. Смолянский, Я.М. Слободкин, А.Н. Егоров и А.Г. Латинский; контрабасист А.И. Астахов и арфист М.П. Мчеделов. До середины 50-х заведующим отделением был Б.Е. Кузнецов, затем его сменил К.А. Байбуров.

Сергей Николаевич Еремин

Отделение духовых и ударных инструментов возглавлял С.Н. Еремин. Классы специальных интструментов вели: флейтисты: Д.Г. Харкевич, А.В. Корнеев; гобоисты Н.Н. Солодуев, М.М. Оруджев; кларнетисты А.В. Володин, А.Г. Семенов, А.Р. Пресман; фаготисты И.И. Костлан, Р.П. Терехин, В.П. Горбачев; валторнисты А.А. Щетников, А.А. Янкелевич, В.В. Полех; трубачи В.А. Бони, С.Н. Еремин, Ю.А. Усов; тромбонисты shcherbininВ.А. Щербинин, М.Н. Турусин; ударные инструменты преподавали К.М. Купинский и В.А. Сенкевич.

А.М. Железнов

На вокальном отделении, возглавляемом А.М. Железновым, преподавали Ф.С. Петрова, В.Ф. Рождественская, М.М. Мирзоева, С.С. Персикова, О.П. Померанцева, М.М. Хавина, Е.В. Енохович, К.П. Тихонова и др.

Евстолья Николаевна Бесядовская-Зверева

Руководителем дирижерско-хорового отделения с 1947 была Е.Н. Бесядовская-Зверева. Среди преподавателей: В.П. Мухин (заведовал отделением до 1947), М.Н. Александровская, З.В. Муравьева, С.В. Попов, М.А. Бондарь, Е.А. Красотина, Г.И. Савельев, И.Г. Агафонников, Б.Г. Тевлин.

В педагогический коллектив теоретического отдела послевоенных лет входили В.Б. Григорович, М.Л. Рыцлин, И.Е. Шехонина, В.А. Белоусова, М.Л. Пескина, В.С. Галацкая, В.С. Слетов, В.В. Хвостенко, А.Ф. Мутли, С.С. Богатырев, В.О. Берков, Ф.Ф. Мюллер, М.П. Зив, Б.К. Алексеев, А.Н. Александров, В.Н. Рукавишников, Т.В. Попова. В 50-е годы в училище начали преподавать А.И. Лагутин, Ю.Н. Холопов, Е.М. Фраенова, В.П. Фраенов. В 1952 году отделение возглавил Д.А. Блюм, сменив на этом посту В.С. Слетова.

Хоровой дирижер Борис Тевлин в молодые годы

Среди выпускников училища периода 1945-1960 гг. – выдающиеся музыканты: Г.Гродберг, С.Нейгауз, И.Жуков, В.Бунин (фортепианное отделение); М. Яшвили, И.Политковский, Н.Школьникова (струнное отделение); А.Корнеев, М.Турусин, И.Штегман, Ю.Должиков, А.Васильев, В.Баташов, В.Богорад, Л. Володин, А.Максименко, В.Новиков, В.Ягудин, В.Попов (духовое отделение), Г.Писаренко (вокальное отделение), Б.Тевлин, И.Агафонников, Г.Струве (дирижерско-хоровое отделение), П.Аедоницкий, А.Эшпай, А.Волконский, Н.Сидельников (теоретическое отделение) и др.

В 50-е годы в училище преподавался широкий круг специальных и общеобразовательных предметов. В учебные планы вводились и новые, очень необходимые для профессионального становления молодых музыкантов, например, «дирижирование» на духовом отделении, «методика преподавания сольфеджио» и «методика преподавания музыкальной литературы» на теоретическом отделении. Поступали в училище по-прежнему на конкурсной основе – по результатам вступительных испытаний, которые до 1957 года проходили в августе, а затем были перенесены на июль (что сохранилось до сих пор). С 1957 года в училище смогли учиться не только одаренные музыканты из разных городов СССР, что существовало всегда, но и иностранные студенты (первыми оказались представители Монголии). Общежитие для иногородних находилось на Трифоновской улице, вблизи Рижского вокзала. Само училище продолжало размещаться вместе со школой в одном, тогда еще трехэтажном, здании по адресу: Мерзляковский переулок, дом 9.

Н.Школьникова Теоретик В.Б.Григорович С.Т. Кальянов

5 декабря 1958 года в Малом зале консерватории прошел юбилейный вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 30-летию руководства училищем Р.Л. Блюман. В концерте выступили замечательные музыканты, воспитанники училища 30-50-х годов: пианист Игорь Жуков, скрипачка Нелли Школьникова, флейтист Александр Корнеев, тромбонист Виктор Баташов, певицы Надежда Поставничева, Надежда Клягина, Эльза Браслис. Был среди них и ученик школы при училище Витя Третьяков. Разумеется, все это – лишь часть «Большой Мерзляковской Энциклопедии» периода Р.Л. Блюман, содержащей внушительный список высокопрофессиональных музыкантов разных специальностей.

Период Р.Л. Блюман завершился в 1959 году, когда директором училища стал Стефан Тимофеевич Кальянов, ранее занимавший должность заместителя директора Центральной музыкальной школы.

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2017
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Проекты

Конкурсы и фестивали

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека