Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / История Училища / История по периодам / 1919-1940

Декрет о Московской и Петроградской консерваториях

События 1917 года повлекли за собой глубокие изменения в области музыкального образования в России. Документом, положившим начало этому процессу, стал подписанный 12 июля 1918 года В.И. Лениным декрет «О переходе Петроградской и Московской консерваторий в ведение Народного комиссариата просвещения». В последовавшие за ним пятнадцать лет музыкально-образовательная система страны постоянно подвергалась разного рода реорганизациям.

2 октября 1919 года в Москве состоялась конференция музыкантов-педагогов. На ней обсуждались проекты реформы музыкального образования, и было принято решение о подразделении всех специальных музыкальных учебных заведений на три типа: одноступенные (низшие), двухступенные (средние) и трехступенные (высшие). Идея разграничения учебных заведений, важная и прогрессивная, воплощалась постепенно и в итоге привела к созданию системы, в которой все три ступени, будучи четко отделенными друг от друга, представляют органическое единство. Эта система эффективно действует в стране до сих пор, а ее результаты получили международное признание.

Л.Ю. Звягина в роли Леля

В первой половине 1919 года дореволюционные частные музыкальные учебные заведения были национализированы. К осени этого же года в Москве на основе лучших из них были созданы семь специальных государственных (двуступенных) музыкальных школ. В их число вошла музыкальная школа Е. и М. Гнесиных, существовавшая с 1895 года и ставшая теперь Второй московской государственной школой. Музыкальная школа В.А. Селиванова, учрежденная в 1903 году, превратилась в Третью музыкальную школу. Общедоступное музыкальное училище Зограф-Плаксиной реорганизовали в Шестую московскую государственную музыкальную школу: Валентина Юрьевна была назначена ее руководителем (оставалась директором до 1928 года) и продолжала вести фортепианный класс.

В первые послереволюционные годы коллектив педагогов Шестой школы существенно пополнился. На вокальном отделе вместе с В.С. Тютюнником начали работать М.В. Владимирова (педагог В.В. Барсовой), а также известные русские певицы – участницы премьер опер Римского-Корсакова: Е.Г. Азерская, Л.Ю. Звягина и Е.Ф. Петренко. К ведению фортепианных классов были приглашены композиторы А.Ф. Гедике, В.А. Зиринг и В.В. Нечаев, старейшая деятельница Московской консерватории А.И. Губерт, ученица В.И. Сафонова, А.А. Гольденвейзер, постоянный участник восьмиручного ансамбля П.А. Ламма А.А. Ефременков, пианист П.Н. Страхов. Класс скрипки, помимо А.Л. Плаксина, вели известные скрипачи Г.Н. Дулов (племянник А.Ю. Зограф-Дуловой) и А.К. Метнер (брат композитора Н.К. Метнера). Виолончельным классом руководил участник прославленного трио Шора Р.И. Эрлих.

Трио Д.С. Шора. В центре - Р.И. Эрлих

Учебный план школы в 1919 году претерпел некоторые изменения (по сравнению с 1913 годом). Добавилось три новых предмета: музыкальная грамота, предваряющая курс гармонии, эстетика (ее преподавал К.Р. Эйгес) и педагогика фортепианной игры (этот курс читал Э.Г. Гельман). Курс гармонии в этом учебном году вели А.В. Александров и вскоре сменивший его А.В. Никольский.

В 1919-20 учебном году в Шестой музыкальной школе работали также педагоги-пианисты: Р.Ф. Валашек, Д.Н. Вейсс и его сестра Е.Н. Вейсс, В.А. Губина, дочь В.Ю. Зограф-Плаксиной В.А. Ильина, А.3. Киселева, Н.А. Мартынова, А.И. Стенрос и А.Ф. Титов. Класс пения вела Т.С. Гинкулова; класс альта – Е.А. Колчин. Музыкальную грамоту и хоровое пение преподавал А.Е. Мартынов.

Зав. фортепианным отделом Б.М. Медведев

С осени 1922 года Шестая московская государственная музыкальная школа стала называться Четвертым государственным музыкальным техникумом. Годом позднее ему было присвоено имя братьев А. и Н. Рубинштейнов: музыкантов, стоявших у истоков первых специальных музыкально-образовательных учреждений России – Петербургской и Московской консерваторий. В честь этого знаменательного события 26 февраля 1924 года в училище состоялся ученический вечер, целиком посвященный их музыке. Были исполнены арии и вокальные ансамбли из опер «Дети степей», «Маккавеи», «Месть», Трио соль минор и Виолончельная соната А.Г. Рубинштейна, сыграны многие редко исполняемые пьесы не только Антона, но и Николая Рубинштейна (Вальс, Листок из Альбома, Болеро и др.).

С 1920 по 1923 год в составе педагогов бывшей Шестой школы (Четвертого техникума) произошли существенные перемены. Ушли из жизни А.Л. Плаксин и Р.И. Эрлих. Оставили коллектив А.В. Александров, М.В. Владимирова, Г.Н. Дулов, А.В. Никольский и некоторые другие преподаватели. На струнном отделе начали работать А.А. Берлин, М.И. Ямпольский и А.А. Милушкин; на фортепианном – Б. М. Медведев, занявший впоследствии должность заведующего отделом. Класс вокального ансамбля вел в это время И.Н. Соколов. Руководство циклом музыкально-теоретических дисциплин с 1921 года осуществлял И.И. Дубовский. Несколько позднее приступили к работе П.Д. Крылов, А.Ф. Мутли и В.Д. Бороздин. К этому же времени относится начало работы в техникуме педагогов-пианистов: Г.Ф. Валашека, Е.Г. Ворледж, А.К. Гольм, Э.Б. Кантор, П.Ф. Поллака, Б.В. Померанцева, Г.С. Ришони, Г.И. Шаборкина; скрипачей Т.А. Животовского, П.П. Ильченко, А.Р. Мальмберга и М.Г. Плаксина; виолончелиста В.И. Чернова; вокалистов А.И. Вишневского, В.К. Гончаровой, А.Ф. Засядко и В.Ф. Туровской.

1925. Сидят: Н.А. Стрельцова, И.М. Липаев, В.Ю. Зограф-Плаксина. Стоят: И.М. Харитонов, Д.Н. Вейсс
Преподаватели училища, 1925 год.
Сидят: Н.А. Стрельцова, И.М. Липаев, В.Ю. Зограф-Плаксина.
Стоят: И.М. Харитонов, Д.Н. Вейсс

Важным событием в жизни техникума явилось открытие в 1925 году творческого (теоретико-композиторского) отдела. Инициаторами стали учащиеся класса И.И. Дубовского. По свидетельствам учащихся тех лет, – впоследствии известных музыковедов В.В. Протопопова, И.Я. Рыжкина и других, – Дубовский внес много нового в преподавание теоретических предметов, в частности полифонии. Вообще, по словам Вл.Протопопова, «порядок в училище был очень хороший, строгий. И методические установки хорошо разрабатывались, и теоретические занятия велись основательно, и практические предметы существовали, и все дисциплины были представлены широко, а ведь время было нелегкое, много разных экспериментов проводилось. Здесь же все стояло на прочной основе, работа велась правильная, широкая, полноценная»

С 1926 года в техникуме – впервые за всю его историю – начали регулярно функционировать классы всех духовых инструментов. Их вели В.И. Глинский-Сафронов (флейта), Н.Н. Солодуев (гобой), И.В. Цуккерман (кларнет), В.М. Станек (фагот), В.Н. Солодуев (валторна), М.П. Адамов (труба), А.Н. Никитин (тромбон), X.И. Гордин (ударные инструменты). Оркестровым классом техникума с 1927 года руководил дирижер В.В. Небольсин.

К концу 20-х годов на исполнительских отделах техникума был достигнут довольно высокий академический уровень. Об этом, в частности, свидетельствует, выпускная программа А.Зыбцева, окончившего техникум в 1928 году (класс фортепиано В.Ю. Зограф-Плаксиной):

  1. Бах – Таузиг. Органная токката.
  2. Бетховен. 32 вариации до минор.
  3. Шопен. Баллада фа мажор.
  4. Скрябин. Две прелюдии – ор. 74 № 3 и ор. 48 № 4.
  5. Дебюсси. Остров радости.
  6. Лист. Концерт ми-бемоль мажор.

Разумеется, с такой программой мог справиться далеко не каждый оканчивавший техникум. Но шесть названий произведений различных стилей и эпох, которые позволяли разносторонне выявлять исполнительские возможности и достижения учащихся, присутствовали во всех выпускных программах тех лет.

Показательны также следующие цифры. В 1914/15 учебном году в «Книгу вечеров» было внесено педагогами 110 записей выступлений учащихся. В 1918/19 году, когда школа находилась «на перепутье» и дальнейшая ее судьба не была еще точно определена, число записей упало до 26. В 1919/20 оно снова поднялось до 111, в 1922 достигло 400, а в 1925 превысило 600.

В 1929 году сеть средних музыкальных учебных заведений столицы снова подверглась реорганизации. Инструкторско-педагогический техникум имени Н.А. Римского-Корсакова был ликвидирован, на базе техникума имени Красной Пресни создали новый инструкторско-педагогический техникум имени Октябрьской революции. Исполнительские техникумы имени Глазунова, Мусоргского, Стасова и Игумнова превратились в трехгодичные спецкурсы, не дававшие учащимся профессиональной квалификации. Техникум имени братьев Рубинштейн был объединен с техникумом имени А.Н. Скрябина (бывшей школой Селиванова) и стал называться Московским областным музыкальным техникумом, педагогический состав которого в результате слияния оказался сильнейшим в стране.

Директор техникума имени А.Н. Скрябина В.А. Селиванов с группой педагогов и сотрудников
Директор техникума имени А.Н. Скрябина — В.А. Селиванов с группой педагогов и сотрудников.
Сидят: А.А. Савинич, А.И. Мирзох, В.А. Селиванов, А.В. Воинова, Д.Б. Кабалевский.
Стоят: А.В. Иванов, Н.Н. Смельский, М.И. Данилов, Е.С. Стариков, А.Н. Дроздов

К моменту объединения в состав педагогов фортепианного отдела техникума им. братьев Рубинштейн входили А.Б. Гольденвейзер; пианист и композитор А.М. Дзегелёнок; друг и аккомпаниатор Ф.И. Шаляпина, пианист, композитор и дирижер Ф.Ф. Кенеман; известный теоретик фортепианной игры, в последствии автор книги «Формирование музыканта-исполнителя (пианиста)», педагог А.В. Мосолова Г.П. Прокофьев; только что окончивший консерваторию по классу А.Б. Гольденвейзера Р.Ю. Чернов; преподавательницы детской школы при техникуме В.М. Беркова и О.Ф. Мухортова. Из техникума им. Скрябина в новое учебное заведение вошли: бывший директор техникума, фортепианный педагог и автор популярных пьес для детей В.А. Селиванов; пианист, составитель многих педагогических серий, друг С.В. Рахманинова В.Р. Вильшау; опытнейший педагог-методист Б.Б. Тиц; братья Григорий и Яков Гинзбурги; преподаватели В.В. Чертова, B.А. Балк, Л.В. Берман, Е.Ф. Колобова, Е.Ю. Мамиконова, Е.М. Савёлова-Созентович и другие.

На высоком уровне в тот момент находились оркестровые отделы обоих техникумов. В число педагогов входили А.А. Берлин, М.И. Ямпольский, глава Персимфанса Л.М. Цейтлин, замечательная воспитательница юных скрипачей Л.И. Коссодо, дирижер камерного театра скрипач А.К. Метнер, известный виолончелист C.М. Козолупов, «бетховенцы» Д.М. Цыганов, В.П. Ширинский, В.В. Борисовский и С.П. Ширинский.

Средоточием выдающихся музыкантов оказался и теоретико-композиторский отдел Областного техникума. В его состав входили авторитетные педагоги: теоретики, композиторы, дирижеры А.В. Александров, С.Н. Василенко, И.И. Дубовский, Д.Б. Кабалевский, П.Д. Крылов, А.Ф. Мутли, В.В. Соколов, И.В. Способин, В.В. Хвостенко. Они вели классы гармонии, контрапункта, фуги, анализа форм, сочинения, инструментовки, чтения партитур, гармонического и контрапунктического сольфеджио. Расписание занятий теоретико-композиторского отдела на 1929/30 учебный год дает представление о специфике его работы. Из этого документа становится очевидным и то, что занятия техникума в тот период протекали в двух помещениях: бывшем рубинштейновском (Мерзляковский переулок, 9) и бывшем скрябинском (улица Герцена, 23/14).

В начале тридцатых реорганизации были продолжены. 9 января 1934 года Московский областной музыкальный техникум был включен в учебный комбинат консерватории, объединился с консерваторским техникумом и стал называться Техникумом при Московской государственной консерватории. В 1934/35 учебном году к техникуму был присоединен консерваторский рабфак. С 1 сентября 1936 года Техникум стал именоваться Музыкальным училищем при консерватории. Эти преобразования происходили при инициативном участии Р.Л. Блюман, которая возглавила учебное заведение в 1929 году и оставалась его директором в течение тридцати лет (до 1959 года).

В 30-ые годы Р.Л. Блюман пригласила в техникум таких педагогов, как В.Н. Аргамаков, Д.Л. Аспелунд, Л.Н. Балановская, А.В. Володин, К.Н. Дорлиак, С.И. Друзякина, А.Б. Дьяков, Е.В. Енохович, А.М. Железнов, И.И. Костлан, Литинский, Л.С. Марьясин, Е.А. Милькович, В.П. Мухин, А.И. Окаемов, А.П. Островская, Р.А. Пескина, Ф.С. Петрова, Н.Г. Райский, П.С. Рыбакова, В.И. Садовников, Б.О. Сибор, Н.И. Сперанский, Г.А. Столяров, В.Э. Ферман, Эрденко.

Страстный энтузиаст училища, Блюман собрала в нем «блестящее созвездие замечательных педагогов, которое могло бы украсить собой любую консерваторию» (Л. Живов). С 30-х годов и на протяжении нескольких десятилетий в число педагогов и консультантов училища входили А.П. Агажанов, К А. Байбуров, Д.А. Блюм, М.Д. Готлиб, С.Н. Еремин, М.Б. Калюжная, Я.И. Мильштейн, М.М. Мирзоева, 3.В. Муравьева, Ф.Ф. Мюллер, В.А. Натансон, А.А. Николаев, Г.А. Орвид, М.Б. Питкус, И.А. Поляновская, О.П. Померанцева, А.Р. Пресман, В.Ф. Рождественская, Л.И. Ройзман, М.Я. Сивер, Е.В. Страхов, Н.В. Туманина, М.И. Фельтенштейн, Н.Л. Фишман, М.Д. Штерн, Ю.Г. Ягудин, Ю.И. Янкелевич и другие.

В предвоенное время своеобразную стажерскую практику в училище прошли почти все молодые музыковеды и многие талантливые музыканты-исполнители, занявшие вскоре ведущие места в Московской консерватории, в концертных организациях и научно-исследовательских учреждениях столицы. Многие из них и впоследствии поддерживали тесную связь с училищем: продолжали вести его классы, выступали в его зале с концертами, лекциями и докладами, возглавляли государственные экзаменационные комиссии и т.д.

Результаты объединения Областного техникума с консерваторией сказались быстро. Уже в 30-ые годы резко возросло число выпускников. И если в 1934 году ни духовое, ни теоретико-композиторское отделения не дали ни одного выпускника, то в 1938 году духовое отделение окончили 20 студентов (16 из них поступили в вуз), а теоретико-композиторское – 9 (все поступили в вуз).

В 1934 году в училище возникло дирижерско-хоровое отделение. На нем стали работать талантливые хормейстеры, преподаватели Московской Консерватории В.П. Мухин и К.Б. Птица. В 1939 году был организован училищный хор: до этого учащиеся посещали его в консерватории и там же проходили дирижерскую практику. Надо сказать, что в то время уже преуспевал детский хор школы при училище. Его хорошая работа, так же как и работа детского струнного оркестра, специально отмечалась Комитетом по делам искусств.

Своими успехами училище в значительной мере обязано кропотливой работе педагогов первой ступени – детской музыкальной школы при училище. Руководителями детского хора в 30-е годы являлись В.Г. Соколов и В.А. Вахромеев; руководителями детского струнного оркестра – сначала В.П. Ширинский, а позднее – Ю.М. Юровецкий и А.И. Фролов. Вести фортепианные классы школы Р.Л. Блюман и В.В. Чертова пригласили в 30-е годы К.И. Барскову, Т.К.Брянцеву, Л. П. Ефимову, Т.Г. Катуар, К.И. Миркину и других преподавателей. Класс скрипки вела И.И. Гаухман, класс виолончели – М.А. Калужский и М.Б. Хлебопрасов.

Интенсивная творческо-педагогическая работа шла на всех отделениях. К концу 30-х годов училище превратилось в один из ведущих методических центров страны по начальному и среднему образованию. Именно здесь были созданы первые серии сборников учебных программ для музыкальных училищ (1937 и 1940) а также большинство программ для ДМШ. Заведующий учебной частью A.А. Николаев, вместе с заведующими фортепианным и оркестровым отделами Б.М. Медведевым и Л.С. Марьясиным возглавили эту работу. Они привлекли к активному участию большую группу педагогов, среди которых были К.К. Бакланова, Е.А. Бокщанина, А.В. Володин, Л.С. Гинзбург, А.Д. Готлиб, В.Н. Гридюшко, B.Г. Дулова, С.Н. Еремин, С.Н. Лещинский, Л.Г. Лукомский, В.И. Месснер, Е.А. Милькович, М.М. Мирзоева, В.П. Мухин, А.Г. Руббах, М.Я. Сивер, В.В. Соколов, И.В. Способин, В.В. Хвостенко, К.А. Эрдели, И.М. Ямпольский.

В 1940 году училище отметило столетие со дня рождения П.И. Чайковского. В Малом зале консерватории был устроен открытый концерт, программа которого полностью состояла из его произведений. Кроме того, силами оперного класса была осуществлена постановка пяти сцен из «Евгения Онегина» и интермедии из «Пиковой дамы». В дальнейшем – уже в послевоенное время – стало училищной традицией устраивать концерты, посвященные композитору, чье имя с 7 мая 1940 года носит Московская консерватория.

Календарь концертов

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31
7
20
25
26
27
28
29
30
1
2
3

Ближайшие концерты

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2017
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Противодействие коррупции