Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Рассказать друзьям:

Главная / История Училища / История по периодам / 1891-1918

12 октября 1891 года в Москве открылось Общедоступное музыкального училище В.Ю. Зограф-Плаксиной. Первоначально оно находилось в доме № 45 по Никитскому бульвару (ныне это дом № 5). С 1896 по 1910 год проводило свои учебные занятия в доме М.П. Дюгамель в Мерзляковском переулке (дом № 18). В 1911 году переехало в дом напротив (№ 9), который и сейчас является одним из корпусов «Мерзляковки». С 1964 г. училище занимает два здания: № 9 и № 11 по Мерзляковскому переулку.

В.Ю.Зограф-Плаксина

Основательницей и первым директором этого частного учебного заведения была Валентина Юрьевна Зограф-Плаксина (1866-1930) – 25-летняя выпускница педагогического отделения Московской консерватории, ученица В.И. Сафонова и С.И. Танеева, соученица сестер Гнесиных (открывших свое музыкальное училище позднее – в 1895 году). По ее инициативе в педагогический коллектив училища приглашались замечательные музыканты – выпускники Московской консерватории (классов В.И. Сафонова, С.И. Танеева Г.А. Лароша, Ф.П. Комиссаржевского), инструменталисты оркестра Большого театра.

Общедоступное музыкальное училище Зограф-Плаксиной, как и Московская консерватория, имело «целью подготовлять путем систематических занятий артистов и педагогов» (устав училища от 1913 г.). В училище можно было поступить с семи лет (таким образом, начальный этап обучения был аналогичен современной музыкальной школе). Срок обучения соответствовал консерваторскому и составлял девять лет (для певцов – пять). Учебные планы были сходными с учебными планами консерватории, а программы фортепианного и вокального отделений почти не отличались. На основании §75 устава Императорского Русского Музыкального Общества Консерватории учащиеся, окончившие успешно полный курс музыкального образования в музыкальном училище В.Ю. Зограф-Плаксиной и предоставившие свидетельства об окончании шести классов гимназии, имели право держать экзамен на получение диплома Императорской Московской консерватории.

Училище стремилось сделать свои занятия общедоступными, «как вследствие назначения умеренной платы за обучение, так и при помощи рационального распределения классных уроков», а также за счет организации воскресных и вечерних классов для желающих. Эти незыблемые принципы выделяли училище Зограф-Плаксиной среди многих других московских музыкальных учебных заведений того времени (которых в Москве, как свидетельствует «Музыкальный альманах», в 1914 году насчитывалось более семидесяти, включая консерваторию) и создавали ему репутацию демократического.

А.Л.Плаксин и В.Ю.Зограф-Плаксина

С первых же дней существования училища в нем преподавал супруг Зограф-Плаксиной – скрипач А.Л. Плаксин, служивший в оркестре Большого театра. Благодаря ему в педагогический коллектив включился первый виолончелист Большого театра, участник домашнего трио Н.Ф. фон Мекк, П.А. Данильченко. Вслед за Данильченко в училище пришел работать молодой контрабасист П.А. Нацкий, о котором похвально отзывался С.В. Рахманинов (в письме к А.А. Брандукову). Сольное пение и вокальный ансамбль в училище преподавал известный певец (бас) и оперный режиссер В.С. Тютюнник, учившийся в консерватории у Ф.П. Комиссаржевского. Он работал в училище с 90-х годов и до конца своей жизни (1924).

И.Н. Протопопов с ученицами

Первым преподавателем музыкально-теоретических предметов был композитор и теоретик И.Н. Протопопов, известный и уважаемый в среде московских музыкантов. В частности, С.В. Рахманинов в одном из писем просил поручить четырехручное переложение своей Второй симфонии именно И.Н. Протопопову, в другом – рекомендовал его как знающего, делового и работающего педагога-теоретика. В 1898 году в училище силами учащихся была поставлена (под рояль) опера Протопопова.

Сама В.Ю. Зограф-Плаксина вела класс фортепиано. Среди ее первых учениц была и юная Марина Цветаева, о дебюте которой в концерте училища вспоминала ее сестра Анастасия. «… Вечер в музыкальной школе В.Ю. Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке… первое выступление Муси!.. Я никого, кроме нее, не видела. Я не сводила с нее глаз. Я не понимала, как до сих пор не видела ее такой, не восхищалась, не гордилась ею. Старшие потом говорили, что, равнодушная к залу, чувствуя только рояль и себя за инструментом, она начала было привычно считать вслух: «…раз и два…», – но, увидев знаки Валентины Юрьевны или мамы, стала играть без счета.».

В первые годы своей педагогической деятельности Зограф-Плаксина продолжала сохранять дружеские отношения со своим учителем – С.И. Танеевым, пользовалась его советами, поддержкой и вниманием. Талантливые ученики Танеева – Т.X. Бубек, Е.И. Букке, Н.А. Григорьев, Б.В. Калюжный и другие – приглашались работать в училище сразу по окончании, а иногда даже и до окончания Московской консерватории.

Б.Л.Яворский (рисунок)

В период с 1900 по 1902 год в коллектив педагогов фортепианного отдела вошли М.X. Репман (Шацкая), Р.Ф. Валашек и Д.Н. Вейсс (заведовавший впоследствии учебной частью – до 1928 г.). Осенью 1903 года в училище начал преподавать Б.Л. Яворский, в фортепианном классе которого в 1903/04 учебном году насчитывалось 38 человек. Поглощенный в тот период созданием своей теории ладового ритма, Яворский, тем не менее, интенсивно занимался не только педагогической, но и исполнительской деятельностью. В личных архивах Яворского и Вейсса сохранились программы музыкальных вечеров для учащихся, устраивавшихся силами педагогов в зале училища в 1903-1907 годах. В этих концертах Яворский играл «Мефисто-вальс» Ф.Листа, «Баркаролу» А.Г. Рубинштейна другие произведения; в ансамбле с Д.Н. Вейссом исполнял фантазию ор.73 Рубинштейна и фантазию ор. 5 Рахманинова для двух фортепиано, увертюру «Ромео и Джульетта» Чайковского. В этих концертах выступали и другие педагоги училища: певцы Д.И. Лазарева и С.И. Гарденин, пианист и композитор Я.В. Вейнберг.

В число педагогов, работавших в училище в дореволюционный период, также входили В.А. Зиринг, К.Р. Эйгес, А.А. Гольденвейзер, М.Н. Потапова, Б.К. Радугин, А.3. Киселева, Е.Н. Вейсс, В.А. Плаксина, Н.Н. Ушаков, Б.В. Померанцев(фортепиано); А.Г. Блюм (скрипка), Н.И. Потапов (виолончель); Е.А. Алимова (арфа), А.В. Никольский, И.В. Гайда, В.А. Северинов (теоретические классы).

В момент основания в училище обучали по трем специальностям: фортепиано, скрипка, пение. К 1913 году количество специальностей значительно возросло: преподавались «фортепиано, скрипка, виолончель, арфа, пение сольное, хоровое и оперное, медные и деревянные духовые инструменты, теория музыки, история музыки и сольфеджио, драматическое искусство». Столь широкий спектр предметов выделял училище Зограф-Плаксиной среди других учебных заведений аналогичного типа. Особенно обращало на себя внимание обучение на духовых инструментах. Первое упоминание о нем относится к 1897 году, когда в училище начал преподавать валторнист, в недалеком будущем профессор консерватории Ф. Эккерт. Таким образом, в училище Зограф-Плаксиной закладывались основы отечественной духовой школы.

Уже за первое десятилетие своего существования училище Зограф-Плаксиной, быстро стало популярным. Расширился круг предлагаемых специальностей, увеличился педагогический состав. Количество учеников постоянно росло: если при открытии было всего 22 ученика, то к 1918 году насчитывалось уже 246.

 
 

Дорогие имена

Вейсс Дмитрий Николаевич профессор, концертмейстер Большого театра (1928-1947), оперной студии Московской консерватории (1950-1960)

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2017
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Проекты

Конкурсы и фестивали

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека